вторник, 24 декабря 2013 г.

Манипулирование



Читаю раздел форума Серебряных нитей Вопросы Александру Данилину.
Поразил ответ А. Данилина на вопрос о НЛП. За годы своего родительства мне казалось очевидным - что "манипуляции" - это плохо и вредно.
Это слово олицетворяло для меня циничное и злобное достижение своих целей чужими руками, коварную эгоистичную волю, тайными путями добивающуюся своего - незаметно, исподволь.

Например, ребенок "нажимающий" на кнопки в поведении мамы.

В отношении ребенка это быстро продемонстрировало свою несостоятельность.

Но вот взрослые - давят на жалость, взывают к чувству вины; торговые центры и супермаркеты учитывают особенности восприятия людей, чтобы сформировать такую среду, которая побудит человека сделать покупку.
Вот какие гады - хотят моими руками достичь своих целей.

В то же время - тут крылся целый кладезь самообвинения - увидеть в своем поведении желание манипулировать - это было стыдно и плохо.

Поэтому было интересно и очень свежо увидеть, что страх манипуляций со стороны других - это симптом невежества.

1. То есть вроде как я не ведаю сама себя. Не чувствую что-ли в момент манипуляции, что пытаются надавить на какие-то "болевые точки", чтобы получить от меня что-то. Деньги, например.

Однако если начать себя изведывать - то можно понять - почему эти точки болевые, о чем говорит возникающее чувство вины, или страстное желание покупки. Если я знаю, что бывает так, что меня могут просить не напрямую что-то сделать, то я могу быть внимательнее, проснуться (ну, вот как я отдала деньги ни за что парням по ремонту духовки). Я постеснялась, не поверила себе, побоялась настоять на своем.

И вот как сладко было свалить все на окружающий мир - мол, мной манипулировали. Так что ли?

Меня обманывать не сложно, я сам обманываться рад.


2. Любое общение - манипуляция. Книга или кино - великие манипуляторы.

Наверное, есть разные уровни манипуляции? Обращенные к низменным сторонам души, или к более глубоким?

Тогда моя задача - не бояться манипуляций, но прислушиваться к отзвукам внешних событий в моей душе.

О, кстати! Бояться! Опять я боюсь бояться!

А ведь - страх - это чувство-страж!

Вот я боюсь манипуляций, что на меня подействуют без моего ведома. Хорошо. А что я могу сделать, если боюсь пожара? Заведу огнетушитель, буду следить за оборудованием, и запомню номер пожарной части!

Так и тут - какой у меня огнетушитель, если я боюсь манипуляций?

Например, лучшее ведение самой себя?


3. Свалить на манипуляции свои поступки - это переложить ответственность во вне.

Так, а это уже близко к позиции мошенника - лопух сам виноват, что его облапошили.

Видать, тут я забрела в какие-то три сосны. Но пока не вижу - в чем ошибка рассуждений.

4 комментария :

  1. Так, а почему же меня этот ответ Данилина поразил!
    Это слово "манипуляции" начало для меня утрачивать свой смысл, замылилось. Оно просто стало пугалкой, и новая мысль, новый взгляд на манипуляцию - очень освежило мое восприятие.
    Просыпаться всегда полезно.
    Здравствуй, Франсиско!

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, Оля, за статью. Мне очень близко то, о чем ты в ней рассуждаешь.

    ОтветитьУдалить
  3. Юля, а тебе спасибо за твой отзыв!
    И так интересно, что тебе близки такие мысли!
    Потому что у меня чувство, что мы во многом очень по-разному смотрим на мир!
    И так здорово, вдруг обнаружить, что есть точки родства!
    О! Видишь, даже корень Род сюда проник - не иначе твое колдовство.

    ОтветитьУдалить
  4. Оля, спасибо, ты опять меня удивила и дала почву для размышлений! Как же, оказывается, порой внутреннее мироощущение преломляется через призму интеллекта и эга, что люди воспринимают тебя совершенно иным образом! Странно, но я всегда ощущала родство с тобой именно в этом - проникнуть в суть, а не довольствоваться формой, выйти за рамки страхов, интеллектуальных концепций и собственного эга ради внутреннего Знания.

    ОтветитьУдалить

Что вы думаете по этому поводу?