четверг, 9 января 2014 г.

О прекрасных и дорогих мелочах.

"В поисках видения", часть вторая. А. Г. Данилин.
В первом кафе идет речь о специфичности России  и образе российского человека.
И вот, неожиданно, разговор с Катей выходит на тему, которую мы вчера с Сашей затронули в кафе - о том, зачем покупать дорогие вещи, зачем покупать записную книжку Paperblanks, которая стоит так же, как альбом с репродукциями.
Вот к чему в разговоре пришли Катя с Александром:

- Но если ты просто беспристрастно посмотришь, как изменились русские за последний век, - сказала Катя, - то поймешь: само отсутствие Богов в нашей жизни - страшная вещь! Медленного умирания души!


- Может быть эта торопливость связна с тем, что мы разучились чувствовать "благое время"? Волшебные минуты, которые связывают нас с Ее Величеством Историей, с душами наших друзей и любимых, с нашими предками, с нашими "великанами".

- Наконец-то ты это почувствовал! Избыток принадлежит мгновению: нюансу, детали, мелочи... Только опираясь на мимолетное можно обнаружить что-то вечное и ... ненужное.

К "несущественным мелочам" относится все, что мы называем "ценностями". Это проще всего понять на примере самых привычных, материальных ценностей:

Ценностью называется то, что не нужно не только для выживания, но и для вполне обеспеченной жизни.
Ну, тут конечно на ум приходит искусство, с его картинами и стихами, которые непонятно зачем нужны, и вспоминается В. В. Набоков, его предписание художнику жития в башне из слоновой кости, и про роскошь искусства. Избыток - роскошь - то, без чего человек - не человек.
Ну и дальше Катя рассказывает:
 - Материальная ценность  - это избыток в нашей приземленной жизни. Человек торопливый отбрасывает несущественные мелочи в пользу того, что он сам считает "главным".
Удивительно!
Но если он не советуется с мелочами, не чувствует нюансов, которые кажутся несущественными, то выбрасывает за борт своего корабля, торопливо бегущего по неспокойному морю жизни, всю ценность своего дела.
 - Не удивительно!
Значит, не обращая внимание на мимолетное, он не учитывает ... вечности.
 -  Вечность - это и есть ценность, оживающая в ненужных мелочах.Бриллиант - был бы  ненужной безделушкой, если бы человеку в игре его граней не чудилась голограмма вечного света.
Так! Пишет Данилин ужасно, как Жуковский. Без лекций и разъяснений - читать невозможно.  Мнение мое личное. С удовольствием бы поработала редактором. У обоих гениев.
Нет, лучше я бы написала свою книжку, хорошо написанную, но на почве Данилина и Жуковского.
- Ты никогда не обращал внимания на особое отношение потомков древнего рода с вещами?
 - Обращал. Мой знакомый даже старинную книгу держал в руках как-то иначе, чем я. Нежнее, интимнее что-ли. Да! После наших разговоров я могу определить это ощущение: у него с книгой родственные отношения. Они как будто знали друг друга, были друзьями. Они были, а я нет.
- Я тоже это замечала. По отношению к к вещи моно определить человека старинного рода, даже если он сам ничего не знает о своем происхождении.

Интересная мысль. И вот с одной стороны - сразу хочется стать таким аристократом, чтобы тебя знающие люди узнавали. И аристократы представляются чем-то изысканным, возвышенным и небожительским. А из глубины души тут же всплывают образы Ярмарки тщеславия или Анны Карениной. Где настоящие аристократы. И вообще - интересно про это подумать. Диалектически. Аристократические подонки и аристократизм духа.
Дальше Катя говорит, что сами по себе вещи: кольцо, кулон, записная книжка, курительная трубка, несут функцию, функциональны, они работают - для завершения образа, для записи важных мыслей или деловых встреч, для курения. Но в них есть избыточность. Важность любой маленькой вещицы может возрасти, если с ней  связаны душевные переживания, личность дарителя. Такие воспоминания оживляют вещи, делают их "великанскими", больше их функции, и тогда вещь становится 
машиной времени - ключиком к собственной памяти. 
С возрастом вещи как бы накапливают этот избыток и приобретают незаметную власть на своим владельцем. Например, современная картина в офисе - просто функциональное пятно, часть обстановки. А повесь в офисе картину XIX века  - она потянет за собою изменение всего интерьера.   Офис меденно, но неизбежно изменится целиком.
- По представлениям наших предков, если предмет долго живет вместе с людьми, в нем поселяется живой дух - небольшой фрагмент голограммы предков рода. Когда мастер Синто тратит долгие годы, иногда десятилетия, на изготовление меча, он, в прямом смысле этого слова, оживляет свое изделие. Он хочет поселить в нем "дух Синто" - частичку живого духа своих предков. Сумасшедший коллекционер, собирая старинные вещи, собирает своих ... друзей. Он пытается воссоздать из вещей своего великана?
 -  Или совокупный портрет предков своего рода, о существовании которых он даже не помнит. Чувствуя живую избыточность вещей, он пытается ими создать себе уверенность. 
И вот интересный момент - меня он всегда мучил, и тут я нашла ответ. Что великие люди ведь не привязаны к вещам. Они очень аскетичны.  Ну, это было мое мнение. А начала писать, и поняла - что это не так. Но и Александр Данилин в этом диалоге поднимает данную важную для меня тему. А то каждый раз покупая дорогую и очень красивую вещь, я мучаюсь угрызениями совести, что люди голодают, а я тут трачу бюджет маленькой африканской страны на записную книжку (условно говоря, не трачу я такие суммы, нет, нет).
 - Анна Ахматова всю жизнь старалась избавиться от вещей, раздаривала их , выбрасывала...
- Да, - отвечает Катя. - Но она была великаном, точнее, она и при жизни и после смерти есть Великан. Ей не нужны были вещи, чтобы создать уверенность. 
Да и коллекционер коллекционеру рознь. Нельзя стать великаном, накапливая вещи для себя и пряча их от завидущего взгляда (Вот! Будь прокляты анонимные коллекционеры, поощряющие разграбление под шумок каирских музеев, гады!)
Но! Можно стать великаном, создавая Третьяковскую галерею.
И еще дальше - про судьбу великих - привожу конец главы, мне это тоже важно!
 Ахматова раздавала вещи, оставляя себе всего несколько любимых и живых. Они были для нее точками входа в ее собственную живую вселенную - талисманами удачи. А вот что именно считать удачей, понимала только она сама. Она было великаном при жизни, а это, к сожалению обрекает на одиночество.
Таким образом - несколько главных моментов по этому местечку:
  1. вещи наполняются для людей смыслом и становятся их ключиками к вечности.
  2. поэтому для важных вещей важно покупать важные, дорогие вещи.
  3. увидеть в мелочах вечность - благородно. Относиться к вещам по-дружески, видеть в вещи ее историю и уважать ее - аристократично.
  4. важно не подменить вечность на "дурную бесконечность потребления". А для этого важно понимать - что именно тебе в конкретной данной вещи открывает бесконечность, как эта конкретная вещь превращается в Алеф. Поэтому важно точно знать, что и зачем тебе нужно, когда делаешь покупку, чтобы не менять неудачные туфли, как любовниц в поисках настоящей любви. 
  5. вещи сделанные хорошими художникам, вручную несут в себе прикосновение рук, историю своего создания. Бренд - имя- несет в себе свою Историю, своих авторов, своих великих создателей (как мастеров-производителей, так и мастеров, пользующихся их вещами). И это стоит того.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Что вы думаете по этому поводу?