среда, 19 марта 2014 г.

Украина, бойня номер 5.

Меня очень пугает то, что происходит. И меня пугает, то что эта агрессия - есть и во мне.
И все же громче всего во мне звучит тема, что каждая страна имеет право на самоопределение, и что тупая сила - это орудие слабого. Слабого духом.
Давид и Голиаф. 1915. Репин И. Е.



Вот как на этом видео.



 Одни люди выражают свою позицию, одеваясь в яркие одежды, сочиняя текст, исполняя его, преодолевая страх (ну, наверняка же страшно, идти, подозревая, что тебе сделают больно), то есть -  созидательно.
А другие люди, физически более крепкие, в строгой форме, с оружием в руках, учат родину любить, выражая свое мнение через насилие над Другим, через унижение Другого, через физическое уничтожение.
А ведь могли бы соревнование акынов устроить, спеть свою песню.
Но сделали как злые мальчишки в песочнице, которые сами не могут сделать замок из песка, и от злости на себя - уничтожат этот замок.

Видимо, время пересматривать "Страсти по Андрею". Вот одна из сцен, где герой Ролана Быкова, Скоморох, выступает в сарае перед людьми, а потом приходят другие - большие и крепкие люди, спокойно берут его и бьют лицом о бревно со всей силы. Словно они не различают, где человек, где бревно. Возможно, что такие люди и в себе человека на слышат?



Когда же закончатся в людях представления, что если ты считаешь себя правым, то ты можешь бить, и учить битьем. Когда люди, желая донести до других свою правду, свою точку зрения, будут учиться разговаривать, слушать, договариваться?

Людмила Петрановская, автор замечательных и очень полезных книг "Что делать если...", написала в своем блоге, что слова, которые можно услышать в России относительно Украины, напоминают слова, которые слышит женщина, много лет подвергающаяся семейному насилию, от своего насильника-мужа. О том, что без него она никто, он ее человеком сделал, а она предательница, и никому не нужна. 
Вспомнила, что однажды рядом со мной в автобусе сидела женщина и в полный голос разговаривала по телефону с дочкой-подростком, которой запрещала идти гулять. Она с огромной ненавистью язвила дочь тем, что если она такая умная, пусть идет сама зарабатывает себе на еду, а так как тупа и неумеха, то и заработать сможет только проституцией.

Явно прослеживается связь. Мы относимся так к своим детям, к своим женам и мужьям, к своим соседям. Мы хотим, чтобы если у нас будет все, но у соседа в два раза больше, то пусть меня лишат одного глаза.
Мы не уважаем и не учимся уважать. Мы хотим действовать силовыми мерами, исходя из представления, что наше понимание вопроса - это норма. Мы превращаем свою точку зрения, в единственно нормальную, и не замечаем, как она сворачивается до кочки зрения, а там и до болота вокруг недалеко. 
Ведь проще прикрикнуть на ребенка, чтобы пошевеливался, чем сесть и заглянуть ему в глаза. И я это пишу не с позиции, что я такая в белом и на коне, и всегда сажусь и заглядываю в глаза.
Нет! Увы! 

Мы читаем Ветхий завет. Поразительное литературное произведение. Ну, я его читаю именно так. Сюжет захватывающий, тайны, приключения, отношения семейные!
История жены Лота - это история, которая почему-то поразила меня. Помните, которая окаменела, когда оглянулась на погибающий Содом? Некоторые сюжеты в Библии меня поражают своей несправедливостью Возможно потому, что я воспринимаю Ветхозаветного Бога как родителя, Идеального отца? И такое чувство, что он как Родитель растет вместе с историей человечества. 
И вот случайно  нашла видеотеку программы "Библейский сюжет". Это удивительная программа, где какой-либо из библейский сюжетов рассматривается в связи с биографией  или произведением какого-либо мыслителя, писателя, музыканта или художника. С одной стороны, смотришь, и думаешь, что не перевелись еще богатыри на земле русской, а с другой - просмотров всего-то у каждой передачи по максимум по 1 400 штук! А в передаче замечательный иллюстративный материал, музыкальное оформление прекрасно подобрано, звучат стихи, цитаты из книг.
И она небольшая, идет около 25 минут!
В наш век мобильных гаджетов - можно легко взять и посмотреть, пока картошку чистишь (и далась мне эта картошка!).
Так вот - первым делом, при пролистывании списка передач, зацепилась взглядом за передачу про Соляной столп и Курта Воннегута.
Знаете, почему полезно изучать Ветхий завет? Потому что тогда любое произведение обретает глубину. 
Ведь я читала два или три раза "Бойня номер пять, или Крестовый поход детей". И что? Я запомнила про Соляной столп? Нет!
Потому что для меня за словами Соляной столп не стояло никакого образа, не было глубины, не было перекрещивания образов.
И вот эта передача мне напомнила историю создания "Бойни №5". 
И про то, что нельзя людям оглядываться, а то станешь соляным столпом. И про то, как жена друга Воннегута, слушая обсуждение книги, возмутилась, потому что это будет очередная книга про настоящих мужчин на настоящей войне, и про то, что по книге поставят фильм, где будет играть обаятельный Синатра. А Курт пообещал ей, что не будет в его книге возможности для Синатры исполнить главную роль.
Это была книга, написанная соляным столпом, которому важно помнить. И важно своей столпностью напоминать, что война - это беда, на которой гибнут дети.

Даже если мы в праведном гневе. Даже если мы-то знаем, как лучше. Даже если мы уверены, что без нас "им" будет хуже. Мы должны разговаривать. Об-щаться.
Находить общее, находить то, что мы одной крови, без того, чтобы лить ее, как кетчуп.

Анна Ахматова написала стихотворение про Лотову жену. И это печально, что я не знала этого. А ведь я человек довольно образованный по сегодняшним меркам. И когда я искала материалы про Лота, мне не встретились эти стихи! Поисковики их не выдали. Возможно, я не умею ими пользоваться. Ну да, я же не писала "лотова жена".

Лотова жена 
Жена же Лотова оглянулась позади 
его и стала соляным столпом.
Книга Бытия.

И праведник шел за посланником Бога,
Огромный и светлый, по черной горе.
Но громко жене говорила тревога:
Не поздно, ты можешь еще посмотреть
На красные башни родного Содома,
На площадь, где пела, на двор, где пряла,
На окна пустые высокого дома,
Где милому мужу детей родила.
Взглянула – и, скованы смертною болью,
Глаза ее больше смотреть не могли;
И сделалось тело прозрачною солью,
И быстрые ноги к земле приросли.

Кто женщину эту оплакивать будет?
Не меньшей ли мнится она из утрат?
Лишь сердце мое никогда не забудет
Отдавшую жизнь за единственный взгляд.
1922-1924

Ахматова сама  похожа на Лотову жену своим оставанием в России. Она стала солью земли, не утратившей силу. Без которой все теряет вкус. Может быть то, что есть еще вкус этой соли, мы устоим и войны не будет.



Слезы тоже соленые. Нам не хватает слез тщетности.
Посмотрите передачу про Ахматову в цикле "Библейский сюжет". Вот в какой обстановке жила эта "барынька, мечущаяся между будуаром и молельней", когда одни люди решили, что крепкою рукою поведут других людей в светлое будущее. А мальчишей-плохишей истребят, их не жалко, они же плохие.
Кстати, одно дело человека убить, а другое - зачистить банду террористов, проколоть штыком барыньку или мальчиша-плохиша. Не в этом ли такая популярность этикеток, которые усиленно лепят обе стороны конфликта. Не буду эту пакость тут повторять.

А еще знаете что я открыла вчера?
Оказалось, что есть такое ложнонаучное движение "отрицание фашизма". Да.
Люди специально ищут подтверждения тому, что не было газовых камер, а 5-6 000 000 евреев просто сбежали из Европы, а потом не выходили на связь с родными. (Не нашли, кстати, зато в результате,  по оценкам историков, Холокост стал самым изученным событием в истории.)
И больше всего меня поразило, что позиция Советского Союза в отношении некоторых преступлений нацисткой Германии была такова, что позволяла замалчивать эти преступления, а то и ставить их под сомнения.
Можно почитать, например, историю Бабьего Яра под Киевом.
Нехватка жилья, особенно в Киеве, в результате обширных пожаров и взрывов была ощутимой, но после очищения от евреев её удалось устранить благодаря вселению в освободившиеся квартиры… 29 и 30 сентября спецобработан 31771 еврей…
Генрих Мюллер. Отчет № 6, от 31 октября 1941 г
А вот, к слову, что значит "спецобработан" и каким образом это было произведено всего за два дня:
 С этого места я видел, что прибывавших евреев — мужчин, женщин и детей — встречали также украинцы и направляли к тому месту, где те должны были по очереди складывать свои пожитки, пальто, обувь, верхнюю одежду и даже нижнее белье. В определённом месте евреи должны были складывать и свои драгоценности. Все это происходило очень быстро: если кто-нибудь задерживался, украинцы подгоняли его пинками и ударами. Я думаю, что не проходило и минуты с момента, когда человек снимал пальто, до того, как он уже стоял совершенно голый. Не делалось никакого различия между мужчинами, женщинами и детьми… Раздетых евреев направляли в овраг примерно 150 метров длиной, 30 метров шириной и целых 15 метров глубиной. В этот овраг вело 2 или 3 узких прохода, по которым спускались евреи. Когда они подходили к краю оврага, немецкие полицейские хватали их и укладывали на трупы уже находившихся там расстрелянных евреев. Это происходило очень быстро. Трупы лежали аккуратными рядами. Как только еврей ложился, подходил немецкий полицейский с автоматом и стрелял лежавшему в затылок. Евреи, спускавшиеся в овраг, были настолько испуганы этой страшной картиной, что становились совершенно безвольными… Это был конвейер, не различавший мужчин, женщин и детей. Детей оставляли с матерями и расстреливали вместе с ними… В яме я увидел трупы, лежавшие в ширину тремя рядами, каждый примерно 60 метров. Сколько слоев лежало один на другом, я разглядеть не мог. Вид дергающихся в конвульсиях, залитых кровью тел просто не укладывался в сознании, поэтому детали до меня не дошли… В то время, как одни люди раздевались, а большинство ждало своей очереди, стоял большой шум. Украинцы не обращали на него никакого внимания. Они продолжали в спешке гнать людей через проходы в овраг. С места, где происходило раздевание, овраг не был виден, так как он находился на расстоянии примерно 150 метров от первой группы одежды. Кроме того, дул сильный ветер и было очень холодно. Выстрелов в овраге не было слышно… Из города прибывали все новые массы людей и они, по-видимому, ничего не подозревали, полагая, что их просто переселяют
Из свидетельских показаний шофёра вермахта Хефера 


Оказывается, Советский союз не установил там ни памятников и ни мемориала. Более того, мы пытались замазать следы фашистских преступлений, что вызвало новую, Куреневскую трагедию.

Вот в чем причина нашей сегодняшней печальной истории. Нашей агрессивности. Мы не признаем своего прошлого. Мы не хотим признавать вождей-тиранов, и себя-доносчиков. Мы хотим свалить вину - на евреев, на НАТО, на Европу. На соседа, наконец. 
А я-то в белом и на коне.
Один из величайших психологов 20 века, Карл Густав Юнг  в интервью, которое было опубликовано через четыре дня после безоговорочной капитуляции немецкой армии в газете «Die Weltwoche» (Цюрих) от 11. мая 1945 г. под заглавием «Обретут ли души мир?» говорит (выделение подчеркивание - мое):
Для психолога ясно одно, а именно то, что он не должен следовать широко распространенному сентиментальному разделению на нацистов и противников режима. У меня лечатся два больных, явные антинацисты, и тем не менее их сны показывают, что за всей их благопристойностью до сих пор жива резко выраженная нацистская психология со всем ее насилием и жестокостью. Когда швейцарский журналист спросил фельдмаршала фон Кюхлера (Георг фон Кюхлер (1881-1967) руководил вторжением в Западную Польшу в сентябре 1939 г. Он был осужден и приговорен к тюремному заключению как военный преступник Нюрнбергским трибуналом) о зверствах немцев в Польше, тот негодующе воскликнул: «Извините, это не вермахт, это партия!» —прекрасный пример того, как деление на порядочных и непорядочных немцев крайне наивно. Все они, сознательно или бессознательно, активно или пассивно, причастны к ужасам; они ничего не знали о том, что происходило, и в то же время знали.
И первый шаг к излечению, это сказать, что да, я болен, и хочу быть здоровым.



Курт Воннегут: 
Если бы Западная цивилизация, которая теперь, несомненно, включает в себя Советский Союз, Китай, Индию, Пакистан и прочие страны, воплощалась в некоем лице...
Если бы Западная цивилизация воплощалась в некоем лице, мы бы отправили это лицо в принудительном порядке на ближайшее заседание анонимной ассоциации борьбы с готовящимися к войне. И пусть лицо это встанет и скажет: "Меня зовут Западная цивилизация. У меня неодолимая привычка готовиться к войне. Все остальное стало теперь несущественным. Мне давно следовало бы сюда прийти. Первый раз за свою привычку мне пришлось расплачиваться еще в первую мировую войну".
Западная цивилизация, конечно, не может воплотиться в некое лицо, но некое объяснение катастрофической ориентации, которой она придерживалась в наше кровавое столетие, возможно. Не отдавая себе отчета в том, что такая болезнь существует, мы, обыкновение люди, снова и снова предоставляли распоряжаться властью тем, кто этой болезнью поражен.
И смеяться над ними теперь нечего, мы ведь не смеемся над страдающими сифилисом, оспой, проказой, кожными заболеваниями, тифом и прочими недугами, поражающими нашу плоть. Надо, думаю попросту лишить таких людей власти.
И что тогда?
Тогда, возможно, Западная цивилизация вступит на каменистую, трудную дорогу к норме.

Единственный путь к исцелению, к обретению целостности себя как нации, как страны, как семьи - это признать болезнь и лечиться.
С помощью искусства, прежде всего. 



4 комментария :

  1. Оля, спасибо тебе большое за этот текст. Я не все в нем сразу понимаю, но очень важные личные мысли во мне всколыхнул. Какая-то причастность к ужасам, да. И вылазит там, где намерения очень хороши вроде бы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алина, спасибо за отзыв.
      Такие вещи страшно писать.
      А чувствую, надо, и очень важно, когда это и в других отзывается.

      Удалить
  2. как всегда с интересом прочитала пост. Но тема, смерти и войны меня пугает, хотя и понимаю, что она не где-то там, а в нас самих. Каждый раз удивляюсь храбрости таких женщин как Ахматова и девчонок из пусси райот

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, спасибо.
      Меня тоже пугает.
      Вчера прочитала книгу Виктора Франкла "Психолог в концлагере".
      http://krotov.info/lib_sec/21_f/fra/nkl_05.htm
      Очень полезная вещь для того, чтобы жить, когда страшно.

      Удалить

Что вы думаете по этому поводу?