четверг, 22 января 2015 г.

Как научить ребенка читать. Вопросы, вопросы.

Недавно я побывала на семинаре по домашнему образованию. Узнала много нового.
Например, один из способов научить детей читать.



Петька читает. Иллюстрация В. С. Алфеевского к сказке "Аптека "Голубые шары"


Логика примерно такая. Если мы хотим научить детей читать, то мы должны учитываь, что у них образное мышление.  И поэтому, если для ребенка за словами не стоит понятных, внятных образов, ему будет неинтересно даже слушать, а затем скучно будет и читать.


И ведущая лекций развивала такую мысль:

если мы читаем текст, то важно получить от ребенка обратную связь - понял ли он прочитанное, есть ли у него образы за словами? 
(Если я поняла правильно, то речь идет о детях с трех лет).
Как это сделать?
Предлагается прямо спросить: ты понял, про что сказка? А что такое "сусеки"?
И если малыш или ребенок не поняли, то важно найти способ через образы это пояснить. В частности - набрать в гугле "сусеки" и дать посмотреть картинки. Или придумать и разыграть ситуацию, где встретиться слово "редко".

Знакомство с этим методом побудило задуматься, что со мной бывает не часто, конечно.

А так как я не предохранялась, то родились такие вопросы:

1. Дети воспринимают мир не только образно (говоря грубо - картинками), но и целостно, как живое нерасчлененное единство.  То есть сказку малыш тоже воспринимает, как нечто целое, живое, единое.

Что происходит с мировосприятием малыша, когда мы "выдергиваем" слова из образа сказки и задаем вопрос не про сказку в целом, а про отдельные слова? А про сказку в целом если спрашиваем?
Насколько это экологично для детского мировосприятия?




2. На семинаре также упомянули, что у детей лет до девяти не развита способность к монологу и логическому выстраиванию собственных сообщений. 

Вопрос - как с этим сочетается ожидание от ребенка самостоятельных внятных объяснений по поводу отдельных слов и понятий из услышанного им текста?

3. Если слово "сусеки"  - это часть сказки, то можно предположить, что ребенок по контексту схватит смысл слова "сусеки", и даже если не сможет четко представить себе, что это и как выглядит, то тем не менее создаст свой образ того, где можно поскрести муки на Колобка.

Спрашивая ребенка о том, как он понял конкретное слово (причем, как мы выбираем, какое именно? Перебираем все слова сказки?) - не лишаем ли мы его возможности развивать свое чувство языка?


4. Уважаемые читатели могут и сами ощутить, насколько сложно растолковать какое-либо слово, если попробуют с ходу объяснить смысл слова "иногда" или "множество"

Вопрос - насколько способны дети от 3 до 7 разъяснять свое понимание чего-либо вообще в ответ на вопросы? Что вообще происходит с человеком, когда его спрашивают? Какие чувства он испытывает?

В качестве теоретического подспорья можно использовать такие классические в родительском деле труды, как


Ю. Б. Гиппенрейтер. Общаться с ребенком. Как? Можно сразу на странице по ссылке найти пункт №10.



К. Нойшютц. Куклы своими руками. (Скачивание в формате ПДФ).











5. Почему мы думаем, что малыш (лет четырех-пяти) не понял сказку или смысл слова, если не слышим внятного объяснения?

Вроде как у него способность к монологической речи еще только формируется.


В общем, вопросов много. А также еще вопрос человека, который помимо воспитания детей, делает еще кучу дел:

зачем и где мне взять время помимо рассказывания сказки или стихотворения на организацию понимания разных слов и понятий?


Кто-нибудь пользовался таким методом? Что понравилось, что нет, почему?