понедельник, 18 мая 2015 г.

Книжный вторник: родителям о детях. Как научить детей читать.


Вы задавались в детстве вопросом, почему яблоко называется именно яблоком?
Или повторяли слово (к примеру, дверь), до тех пор, пока оно не теряло смысл и не сливалось в дверьдверьдверьдверьдверь, из которого рождалось д верьд верьд вердь, а потом рдев рдев рдев?

Как учить детей читать и надо ли вообще это делать?
Как нагружается нервная система, мышцы тела, когда мы учим читать детей преждевременно?
Над этими вопросами мы рассуждали во время нашего семинара.
И пообещали нашим слушателям поделиться полезными книгами про обучение детей чтению. 




Книги эти не простые, это обучение чтению через
сказки про буквы и звуки. 
Они будут в помощь тем, кто учит детей читать (потому что ребенок сам не хочет), они будет в помощь репетиторам и работникам детских студий, в помощь учителям начальных классов, и особенно они будут интересны тем родителям, дети которых сами проявляют интерес к чтению. 
Потому что эти книги исходят из того, что ребенка важно учить Читать. И учить Читать исходя из потребностей и возможностей ребенка.
Пишу пафосно с большой буквы, потому что под Чтением имею в виду процесс понимания смысла, освоения знаний, ради которого человеку и нужен навык чтения как перевод абстрактных знаков в образы.

Моя мама рассказывала, что когда она училась читать, то ее тетушка внимательно следила за тем, чтобы ребенок не «глотал» книги. За мной никто так не следил, и на своем опыте я знаю, что глотание книг для души, так же плохо, как глотание плохо пережеванной пищи для пищеварения. 

А ведь для ребенка это огромная, энергозатратная работа — вникание в абстракцию письменности.

Вот нашей старшей дочери (10 лет) повезло, в пять она сама, без всяких метод, научилась читать, а в первом классе познакомилась с буквами в русле этой образной манеры обучения. И каждая буква предстала перед ней в полноте своего значения, как драгоценный камень-самоцвет.

Именно эти две небольшие книжицы, которые мы представляем сегодня, помогают сделать абстрактные, сухие крокозябры букв живыми, полными смысла и значения.
Путь, который предлагается в них, ведет нас к поэтическому, живому восприятию языка. Он обращен к душе ребенка и взрослого-учителя.
Это логично, ведь их авторы учитывают взгляды таких поэтов и исследователей, как И. Гете, А. Белый, К. Чуковский, В. Хлебников.

Вас, взрослых, ждет немало открытий, и наверняка, что-то вызовет дискомфорт, многое покажется непривычным.
Например, буквы можно  давать не по алфавиту.
Или: образы согласных и гласных рождаются по-разному (и это прекрасный способ пережить их разницу и запомнить ее всем своим существом).

Организуя наш семинар, посвященный чтению, мы, вдохновляясь идеями этих книг, взяли оттуда несколько упражнений.
Для начала послушали, как отзывается звук  в нашем теле, как именно затрагивает губы, небо. Обсудили образы, рождающиеся при его звучании - тепло или холод, стихию, материал, цвет. Послушали историю, где эти образы обыгрывались, нарисовали к ней иллюстрацию.
Мы поиграли со стихами и скороговорками, где активно звучал интересующий нас звук, а затем вернулись к своим рисункам и с помощью волшебных мелков проявили букву.
Просто удивительно, как свежо зазвучала вдруг наша речь. Те звуки, с которыми мы поработали, стали словно ярче, будто пелена спала с наших ушей.

Простые линии буквы Д выступили из домика на опушке древней дубовой рощи. Рисунок автора.
Мы почувствовали себя поэтами, творцами, древними людьми, стоящими перед многообразием мира и пытающимися быть созвучными ему.
Как же здорово, если мы сможем подарить эти образы нашим детям, пережить эти приключения с ними вместе.

А еще, возможно, эти книги и работа с ними, помогут вам в ответе на вопросы ваших детей из серии «почему яблоко зовется яблоком, а огонь огнем?»

{Именно ее обложку вы видите в заголовке}

М. С. Аромштам. Азбучные сказки. Начальный курс обучения грамоте для детей от пяти лет. 
Вот картинка оттуда. Правда, она чудесная - профессионально выполненная, остроумно обыгрывающая форму и звучание "З", стилизованная под древние гравюры? 
Надеюсь, она Заманит вас на иЗвилистую тропинку поЗнания Земли букв и Звуков. 



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Что вы думаете по этому поводу?