Кому
будет полезно и интересно:
- родителям, которые задумываются о важности ритмов в жизни детей,
- тем, кто ценит историю страны,
- тем, кто интересуется историей детства,
- тем, кто интересуется этнопедагогикой,
- руководителям детских кружков и студий,
- всем, изучающим вальдорфскую педагогику.
В
чем польза?
Почему-то
про эту поэтичную книгу хочется писать
сугубо
практично, коротко и ясно.
Прежде
всего — это действительно календарь,
знаете, как бывают календари садоводов, так и тут - календарь рукодельников: в конце каждой главы дано руководство
пр проведению мастер-классов на каждый месяц.
Материалы
для каждого месяца выбраны, исходя из
крестьянской, земледельческой жизни.
Июль — влажная, пластичная и сохнущая
глина, ржаное тесто для мартовских
жаворонков, тепло дерева для резки
игрушек в феврале.
Для
меня сейчас это прежде всего путешествие
по году через рукоделие, возможность
пережить смену времен года с детьми
через прикосновение к разным фактурам,
разным ремеслам.
Праздники и сезонные занятия с детьми
Каждая
глава — это один месяц. Просто интересно
прочитать рассказ о том, что значил
месяца для земледельцев, которые
вынуждены были прислушиваться к ритму
жизни земли. Какой праздник был самым
важным в месяце? В какие игры
и какими игрушками играли дети?
Читаешь и видишь, что год — очень праздничный,
и каждый праздник — выражает суть жизни
природных сил. Например,
Летний
солнцеворот, Иван Купала, в начале июля,
олицетворяющий расцвет плодоносящей
природы, впитавший в себя солнечный
свет и питающую землю воды.
Как
жили дети в ритме года, чем занимались,
как участвовали в жизни семьи? Вдохновляясь
книгой, очень здорово нам, городским жителям, идти от праздника
к празднику, рукодельничать, прикасаясь
к традициям, которые во многом ушли из истории семьи, во время переездов из
деревни в город, когда семьи перестали
знать или начали стыдиться своих
деревенских предков.
А может быть и не было у нас этих традиций? И через книги Г. Дайн мы прикасаемся к идеальному детству, к игровому раю?
Проживаю историю через годовые земледельческие праздники, мы
можем наполнять свою семейную жизнь
новыми старыми традициями.
Иногда
мне кажется это искусственным, но детям
нравятся
Поэтичность и музыкальность
Каждая
глава-месяц — очень музыкальна.
Улитка,
улитка,
Высуни
рога,
Дам
тебе я пирога.
Знакомые
с детства прибаутки звучат со страниц,
а каким песенкам не знаешь мелодию, так
легко придумывается.
Есть
и еще одна сторона — многие стихи,
стишата, потешки, песенки связаны с
временами года, с жизнью живой природы. Как к
живому обращаются дети к ветру, солнцу,
дождю. Святые, покровители дней, обретают
силу волшебников, которые могут дать
грибы или снег.
Это
в принципе соответствует детскому
мировосприятию, ощущению себя частью
живого мира.
Мы
в семье выбрали поддержку такого детского мифического отношения к миру. Наверное, есть риск уйти
и в суеверия, но мне кажется, что так мы
скорее уйдем в подлинную поэтичность,
где нет места суетной вере и мракобесию.
Простые и понятные инструкции
Каждый
месяц завершается мастер-классами — они понятны, просты и доступны. Хотя вот приготовление
глины и резьба игрушек лично для меня
— из серии "без помощников не обойтись".
Что
я особенно ценю — картинки — в сдержанных
цветах, акварелью, оставляющие место
для фантазии и не навязывающие идеального
результата.
Обретение книги
Книгу, как и многое другое, я открыла для себя по рекомендации ЖЖ Аллы Ланцман. Спасибо ей за это.
А
привезла мне ее тетушка из Москвы, по
моей просьбе, со словами, что не одобряет
искусственного возрождение народных
традиций.
При
всем уважении к тетушке, я лично к этой
книге обращаюсь часто. Самое радостное
открытие, сделанное благодаря «Детскому
народному календарю» — это попытка на
клубе возобновить детскую игру «Похороны
комарика» - какое же это веселое, забавное,
визгливое, вместе с тем противное,
жутковатое действо. Спасибо большое,
мастерице Наташе Стефановской, которая
насобирала тогда кучу мух и умело
подпевала песне с заковыристым припевом.
Похоронили мы тогда лето на славу.
А
автор кто?
Галина
Львовна Дайн! Это настоящая подвижница
своего дела, читаешь ее и заражаешься этой любовью и страстью к игрушке и играм. Искусствовед, которая
окончив Академию художества в Ленинграде, неожиданно для всех занялась столь низменной материей, как игрушки. Конечно же, это
потребовало изучения основ педагогики
и психологии. Галина Львовна рассказывает в книге, какая борьба кипела, между
педагогами и художниками, чтобы найти
границу между воспитательным аспектом
игрушки и художественным. Краткая
биографическая справка насыщена
фамилиями людей, которые встретились
на жизненном пути Г. Дайн, и чувствуется, что каждое имя
— как жемчужина, за каждой фамилией - история: художники-игрушечники,
авторы школьных учебников по
изобразительному искусству, педагоги,
музейщики.
Как много души, любви, сил вложено в то, чтобы память об игре, игрушке жила и сейчас.
Галина
Львовна была не только борцом за
сохранение старины, она отстояла право
игрушки, народной куклы, быть объектом
научного исследования, ездила в экспедиции
вместе с художниками, работала с лучшими
знатоками народной культуры.
Когда
в девяностые появилась свобода,но
разрушились многие институты, Галина
Львовна, в одиночку продолжила
экспедиционную работу. Стала преподавателем.
И не только для студентов. Она пошла
работать в начальную школу, создала
экспериментальный курс для детей, в результате
чего родился музей «Детский народный календарь», и написала 45 статей в
«Искусство» (газету ИД «Первое сентября»).
На основе этого опыта и родилась книга,
которую мы сегодня рекомендуем.
«Хочу верить, что в ней вы найдете пользу для рук, красоту — для души, и новые знания о культурной ценности игрушки»
Присоединяюсь к этим словам Г. Дайн.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Что вы думаете по этому поводу?