понедельник, 27 июня 2016 г.

Свобода и ответственность

Вопрос: Оля, перечитала твой пост (про книгу Э. Эйрон "Высокочувствительный ребенок"), и появился вопрос про ответственность перед детьми, учиться держать проявления своих чувств под контролем, и взгляд на это в Вальдорфской педагогике, и твое мнение сейчас такое же?
И как можно понять мысль, что чем больше ответственности, тем больше свободы?

Марк Ротко. Название,  размеры не нашла. Если поделитесь, буду рада! Источник: http://sovremennoe-iskusstvo.ru/hudozhniki/mark-rothko/


Ответ: 
Про ответственность перед детьми - это продолжает оставаться важной мыслью.
Учиться держать свои чувства под контролем - это о том, чтобы быть в контакте со своими чувствами, понимать, что с тобой происходит, чтобы не сложить на детей ответственность за свое состояние.
Это не про то, чтобы стиснуть зубы
и выжимать из себя улыбку (людоедки?), когда хочется разнести полдома. Это был бы какой-то жесткий полицейский стиль контроля.
А о том, чтобы общаясь с детьми, действовать из понимания, что я старше, сильнее, крепче, что они дети. Я взрослая :) Это банальное на первый взгляд активное слушание - себя. Чтобы услышать свои чувства и принять свое право их испытывать.

Про свободу и ответственность
Как только я беру на себя ответственность, у меня появляется больше свободы.
На "Денежном круизе" мы обнаружили, что за нашими действиями часто стоят эмоциональные схемы, какие-то убеждения (как мы их называли). То есть мы были не свободны в своем обращении с деньгами, сих силой и символическим значением. Мы действовали под влиянием.
Когда мы обнаруживаем эти влияния, то  получаем возможность выбирать, как действовать. Все! Баста! Теперь  это наш личный ответ обстоятельствам. Наша личная ответственность.
И значит, мы вольны выбрать из целого репертуара. Возможно, что наш репертуар беден, но мы уже понимаем, что его можно расширить, и это уже в нашей власти.
Или свобода в родах, к примеру.
Когда осознаешь, что здоровье твое и детей - только твоя ответственность, то идешь по пути выбора, а не требований. Если я отвечаю за свое здоровье, то я выбираю, идти мне к стоматологу или знахарке. Рожать мне дома, одной или с повитухой, или поехать в Майами, Индию, Германию, или идти в роддом.
И также со школой.
Если  отвечаю за образование детей, то свободна выбирать, как именно и где их учить/не учить вовсе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Что вы думаете по этому поводу?